АННА
СТЕПАНОВНА
ПОЛИТКОВСКАЯ

(30.08.1958 – 07.10.2006)
  
Анна Степановна Политковская


  

БИОГРАФИЯ

ПУБЛИКАЦИИ
В «НОВОЙ ГАЗЕТЕ»


СОБЫТИЯ ПОСЛЕ…

АУДИО / ВИДЕО

СОБОЛЕЗНОВАНИЯ

ВАШЕ СЛОВО


Скачать книгу «Путинская Россия»

Скачать специальный выпуск

СВОИ ОПАСНЕЕ ВРАГОВ
О причинах катастрофы Ми-8, гибели трех генералов и девяти старших офицеров
       
На месте катастрофы. (Фото — newsru.com)
    
       
В понедельник, 11 сентября, примерно в 17 часов 30 минут в пяти километрах от Владикавказа потерпел катастрофу вертолет Ми-8, приписанный к 58-й общевойсковой армии, штаб которой дислоцируется в столице Северной Осетии. Из шестнадцати военных, находившихся на борту (3 члена экипажа и 13 пассажиров), погибли двенадцать. Чудом удалось спастись заместителю командующего — начальнику тыла СКВО генерал-лейтенанту Алексею Шерешкову, полковнику Сергею Дунаеву из штаба тыла Вооруженных сил РФ, начальнику вещевой службы управления тыла СКВО полковнику Алексею Кнутову, а также командиру экипажа вертолета подполковнику Александру Свиридову. Они с тяжелыми травмами доставлены во Владикавказский военный госпиталь.
       Среди погибших три генерала и девять старших офицеров, работавших по проверке готовности воинских частей СКВО к зиме, в том числе и 42-й дивизии, части и подразделения которой расквартированы в различных районах Чечни. Руководили группой проверяющих заместитель начальника штаба тыла Вооруженных сил РФ генерал-лейтенант Павел Ярославцев и заместитель начальника главного военно-медицинского управления Минобороны генерал-лейтенант Виктор Гуляев. Оба они погибли, как и начальник штаба тыла СКВО генерал-майор Владимир Сорокин.
       Ми-8 поднялся в воздух с вертолетной площадки у населенного пункта Гизель под Владикавказом и взял курс на Ханкалу, но через несколько минут полета потерпел аварию. По словам очевидцев, после удара о землю Ми-8 развалился на две части. И военные специалисты, и следователи определили в качестве основной версии катастрофы Ми-8 техническую. Во всяком случае, уголовное дело возбуждено по статье 351 УК РФ («Нарушение правил полетов и подготовки к ним»).
       Специалисты считают, что на борту Ми-8 произошел пожар, возможно, вызванный утечкой топлива или масла. В пользу этой версии и свидетельства очевидцев, наблюдавших Ми-8 сразу же после взлета: за ним тянулся шлейф дыма.
       При этом военные полностью исключают версию возможного теракта, хотя неисправность вертолета могла быть вызвана как нарушениями, связанными с техобслуживанием, так и диверсией. Я бы не исключал эту возможность — сам неоднократно вылетал с вертолетной площадки в Гизели и могу сказать: она должным образом не охраняется. А во-вторых, информацию о прибытии высокой комиссии Минобороны всегда знают заранее все кому не лень, вплоть до рядовых. И немало бойцов-контрактников по своим моральным качествам далеки от понятий чести и долга. Встречаются и такие, которые сотрудничают с террористами.
       Известен же факт гибели в апреле 1998 года под Нижним Курпом старших офицеров и генералов Генштаба по причине прямого предательства. Тогда группу проверяющих возглавлял начальник Генерального штаба генерал Анатолий Квашнин. Его, правда, не оказалось в злополучной автомобильной колонне, попавшей в засаду, но многие прибывшие с ним подчиненные генералы и офицеры Генштаба погибли в результате хорошо подготовленной атаки боевиков.
       А в январе 2002 года в Чечне произошла странная авиакатастрофа вертолета, принадлежащего внутренним войскам МВД России. Тогда погибла группа старших офицеров и генералов, прибывших в Чечню для проверки. И силовики тоже исключали теракт, но объективного расследования та трагедия так и не получила, хотя в кабинетах МВД о предательстве говорили в открытую.
       Так что специалистам и следователям прокуратуры предстоит немало поработать, чтобы окончательно определить причины трагедии Ми-8 11 сентября. Несомненны два момента: качество боевой техники, используемой на Северном Кавказе, оставляет желать лучшего, как и качество подготовки, и моральные устои личного состава.
       
       Вячеслав ИЗМАЙЛОВ, военный обозреватель «Новой»
       
       
Под текст
       
ДЖАМААТ ИЗВЕСТИЛ О НАЧАЛЕ АВИАВОЙНЫ
       
       
Как известно, североосетинский джамаат «Катаиб аль Хоул» 12 сентября взял на себя ответственность за падение вертолета Ми-8 и гибель высокопоставленных офицеров. Джамаат заявил, что вертолет был сбит выстрелом из ПЗРК (переносного зенитно-ракетного комплекса).
       Дальше произошло следующее. Представители Генпрокуратуры, участвующие в расследовании причин падения вертолета, с ходу опровергли версию джамаата, уверяя общество: все что угодно — диверсия «своих», техобслуживание, «плохой» экипаж, — только не «теракт»! А североосетинские власти и вовсе удивили непросвещенностью, сообщив, что такого джамаата нет. На том основании, что о его существовании на своей территории эти власти не знают.
       Напрасно. О существовании боевого вооруженного диверсионного джамаата в РСО-Алания известно уж несколько месяцев. Он был создан примерно через год после бесланских событий из осколков предыдущих североосетинских джамаатов, разгромленных республиканской ФСБ в течение нескольких месяцев, последовавших за терактом.
       За 2006 год джамаат стал регулярно выходить в интернет с заявлениями о своих целях, задачах и планах. Вне интернета с его представителями также можно было пообщаться. Последнее виртуальное предупреждение непосредственно предшествовало гибели вертолета — за три дня джамаат известил, что будет вести авиавойну, сбивать военные вертолеты и самолеты, а гражданские трогать не станет. Тогда же были оглашены точки, за которыми моджахеды ведут постоянное наблюдение, ожидая вылета высокопоставленных военных — аэродром в Гизели был среди них.
       Как при таких заявлениях вертолет со столь высокопоставленной комиссией все же поднялся именно из Гизели, совершенно непонятно.
       
       Анна ПОЛИТКОВСКАЯ, обозреватель «Новой»
       
14.09.2006
       

2006 © «НОВАЯ ГАЗЕТА»