АННА
СТЕПАНОВНА
ПОЛИТКОВСКАЯ

(30.08.1958 – 07.10.2006)
  
Анна Степановна Политковская


  

БИОГРАФИЯ

ПУБЛИКАЦИИ
В «НОВОЙ ГАЗЕТЕ»


СОБЫТИЯ ПОСЛЕ…

АУДИО / ВИДЕО

СОБОЛЕЗНОВАНИЯ

ВАШЕ СЛОВО


Скачать книгу «Путинская Россия»

Скачать специальный выпуск

ПОВТОРЯЕТСЯ ТРАГЕДИЯ СОЛДАТА СЫЧЕВА
       
История матроса Горних из Архангельской области
       Очередная солдатская мать — очередной крик о помощи. Елена Митрофановна Горних живет на станции Шошма Няндомского района Архангельской области. Ее средний сын Алеша (Алексей Владимирович Горних) был призван 8 ноября 2005 года и попал на флот (в/ч 59075) — это в Северодвинске. После присяги 24 декабря отряд из 60 солдат в сопровождении трех офицеров командование отправило по железной дороге в Североморск. На станции Обозерская Архангельской области им следовало сделать пересадку.
       Из Обозерской поезд уехал с отрядом в 59 матросов-новобранцев. Оттуда, из вокзального медпункта, и раздался страшный звонок маме в Шошму. Медсестра сообщила родителям, что Алешу зверски избили и выбросили из поезда — его случайно нашли местные жители уже без сознания, сильно обмороженным, с переломом позвоночника, челюсти, черепно-мозговой травмой. Сначала мальчика отвезли в больницу города Савинский, а потом — в военный госпиталь города Мирный (Архангельская область). Там Алеше проведена одна операция на позвоночнике, необходима другая. Хирург поставил Елену Митрофановну перед фактом, что последующее тяжелое лечение должно быть продолжено в Москве или Санкт-Петербурге, в специальных нейрохирургических отделениях, — требуется еще одна операция.
       Мать просит ей помочь. Во-первых, в том, чтобы сына срочно перевели в другой госпиталь, где ему могли бы сделать необходимую операцию, которая спасет двигательную активность и поможет избежать ампутации от обморожения. Второе требование Елены Митрофановны: о начале разбирательства, как подобное могло случиться и кто палачи?
       Как видно, в истории матроса Алексея Горних практически повторяется трагедия солдата Сычева из Челябинска. Врачи Чебаркульского военного госпиталя, куда первоначально попал Андрей Сычев из казарм танкодрома, не смогли ему сделать вовремя квалифицированную операцию (не имели технических возможностей для этого), но и не предприняли все возможности, чтобы срочно транспортировать в многопрофильный госпиталь, к примеру, Екатеринбурга, где находится штаб Приволжско-Уральского округа. В результате у солдата — множественные ампутации, сепсис и крайне тяжелое состояние без изменений к лучшему. Мы созвонились с мамой Андрея, она сказала: «Стало хуже».
       Параллели — и в другом. Прокуратура хватилась, лишь когда начался общественный скандал, не раньше.
       На день 1 февраля в штабе Военно-Морского флота России в Москве ничего не знали о случившемся 24 декабря в Архангельской области. Союз комитетов солдатских матерей спешно направил заявление также в Главную военную прокуратуру, так как никакого уголовного дела по избиению матроса Горних вообще нет.
       Ну, а часть — так та вообще помалкивает. Оттуда, где матроса нет с 24 декабря, его матери ничего до сих пор не сообщили… Если бы не сердобольная вокзальная медсестра, мать вообще бы ничего не узнала.
       
       Анна ПОЛИТКОВСКАЯ, обозреватель «Новой»
       
       
Казанское танковое мучилище
       В то время как вся страна с тревогой обсуждала чудовищное происшествие в Челябинском танковом училище, в одном из казанских подвалов был случайно обнаружен голодный, потрепанный и находящийся в состоянии шока солдат Эльмарт Шарипов. Как оказалось, он, не выдержав издевательств сослуживцев, сбежал с полигона Казанского танкового училища 7 декабря 2005-го.
       К первым сообщениям о происшествии в Казани уже появились официальные уточнения. Солдат Шарипов действительно немало настрадался, прячась в подвалах, но упоминавшихся повреждений позвоночника и сотрясения мозга у него не обнаружили. Он помещен в военный госпиталь и выражает желание продолжить службу, отказываясь от предложения комиссоваться.
       Впрочем, после лечения Эльмарту, видимо, еще предстоит ответить за побег перед законом: по факту самовольного оставления им места службы возбуждено уголовное дело. Второе дело возбуждено по факту его «физического оскорбления», то есть избиения. Тут уже допрошены четверо рядовых-срочников: Чипульский, Гаспарян, Балабанов и Хайруллин. Подозреваемые своей вины не признают, однако местное информационное агентство приводит слова начальника училища генерал-майора Валерия Миронченко: «Нам удалось установить факт рукоприкладства».
       Примечательно, что в конце прошлой недели генерал Миронченко беседовал о трагедии в Челябинске и о делах казанского училища с корреспондентом городской газеты. К тому моменту сбежавший солдат Шарипов уже был обнаружен в подвале, но случай еще не был обнародован, и пришедший в училище корреспондент об этом не знал. А генерал и словом о том не обмолвился. И теперь весьма двусмысленно звучат его опубликованные слова: «Летом комиссия Минобороны оба училища инспектировала. По итогам этой проверки казанское оказалось на голову выше челябинского». Что и говорить, если в казанском училище бьют солдата ростом 178 сантиметров и весом под 100 килограммов!
       
       Борис БРОНШТЕЙН, наш соб. корр., Казань
       
02.02.2006
       

2006 © «НОВАЯ ГАЗЕТА»