АННА
СТЕПАНОВНА
ПОЛИТКОВСКАЯ

(30.08.1958 – 07.10.2006)
  
Анна Степановна Политковская


  

БИОГРАФИЯ

ПУБЛИКАЦИИ
В «НОВОЙ ГАЗЕТЕ»


СОБЫТИЯ ПОСЛЕ…

АУДИО / ВИДЕО

СОБОЛЕЗНОВАНИЯ

ВАШЕ СЛОВО


Скачать книгу «Путинская Россия»

Скачать специальный выпуск

ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ КРАСНОЕ СОЛНЫШКО
В Киеве боятся политического клона российского гаранта
       
       
На Украине было модно слыть русофобом, когда были перестройка и Беловежская пуща. В наши дни это уже не мода, а глубокое содержание. Кого ни спросишь в Киеве: буфетчицу, водителя машины, популярного телеведущего, политолога с самого гребня — все, оказывается, опасаются, что Большой Сосед, взбудораженный замашками высокорейтингового президента, вот-вот кинется поглощать Украину. Пардон — интегрироваться.
       
       Вирус «Рыбкин»
       Зимнее явление Рыбкина Киеву резко взметнуло и без того сильную местную путинофобию. Вирус «Рыбкин» вызвал пандемию страха «Путин». Причем все сработало на это — все детали, сопровождавшие скандал. От «поехал на встречу с Масхадовым» («Зачем они к нам свою войну тащат?») и вплоть до недавнего слива в СМИ распечатки телефонных разговоров «Бориса из Лондона» (естественно, Березовского. — А.П.) с украинскими политиками и их помощниками.
       Напомним эти детали, и тогда станет понятнее, как все тут аукается и почему происшедшее с Рыбкиным оказалось столь принципиальным для тех, кто живет на Украине. Куда более принципиальным, чем для России.
       Итак, разговоры, опубликованные как распечатка, велись в системе мобильной связи «Киевстар». Значит, сделали вывод тут (и об этом многие украинцы мне откровенно говорили), стало абсолютно явным, что прослушка «Киевстара» доступна российским спецслужбам.
       Значит, продолжили объяснения своей главной фобии украинцы, вы по-прежнему чувствуете, что мы — ваша территория. И вы тут (при Кучме) можете абсолютно все. Ну а в том случае, если распечатки эти подарены вашей ФСБ нашей СБУ (Службой безопасности Украины), — тем хуже. Это лишнее доказательство необходимости «каштановой революции» (так тут называют ожидаемые выступления против Кучмы), потому что СБУ при Кучме — выходит, лишь придаток ФСБ, каким «сотрудничеством спецслужб» это ни назови. И слив это только подтвердил.
       Следующая деталь: согласно распечаткам, помогал удерживать Рыбкина в Киеве Давид Жвания, украинский человек-оркестр, со товарищи. Жвания — депутат парламента из блока «Наша Украина», то есть из стана на сегодня самой эффективной оппозиции Кучме. Жвания богат, и все знают, что он спонсор Виктора Ющенко, главного критика Кучмы, претендующего стать президентом Украины на выборах, которые состоятся совсем скоро, в октябре 2004 года.
       Так вот, выходит, что из России украинцам сливают жуткую преступную грязь фактически в адрес их лучшего (больше 20% — «за») кандидата в президенты. Сливают, что Жвания — преступник, потому что, действуя по предварительному сговору с Борисом Березовским, участвовал в похищении человека, незаконном его удержании, опоении какой-то гадостью с серьезными последствиями в виде неадекватности опоенного, заметной до сего дня…
       Если в головах россиян весь этот антиберезовский бульон переварился главным образом в иронию над действующими лицами и исполнителями, то в душах украинцев, оказалось, щелкнул совсем иной замочек.
       
       Болезнь «Путин»
       Прежде всего на Украине не удалось обнаружить поверивших в версию с Березовским — естественно, среди тех, с кем говорила.
       Этому неверию весьма способствовало то, что Жвания дал десятки интервью после слива, в которых объяснил следующее: и что он давно знаком с Березовским, и что совсем не стыдится этого, невзирая на дьяволизацию персонажа в России, и что разговаривал с Березовским не раз, и для него очевидно, что слив склеили из разных этих их разговоров, и что не о Рыбкине в них была, конечно, речь, а что касается Рыбкина, так он сам как-то позвонил Жвания (знакомы со времен Рыбкина — секретаря Совбеза, когда Жвания-бизнесмен ввозил на Украину российские радиоактивные отходы), позвонил и попросил встретить его на вокзале… И? И — все. Жвания послал встретить Рыбкина своего помощника, велел устроить. Точка — больше ничего.
       На Украине в целом приняли объяснения Жвания, и мало кто в Киеве сомневается — от официальных газет и политологов до пенсионерок — в том, что «Рыбкин в Киеве» — совместная спецоперация ФСБ и СБУ. Не потому не сомневаются, что обожают Жвания и доверяют Ющенко. Причина все в том же — в коллективной путинофобии, которая тут только нарастает в зависимости от того, чем больше пор заполняет Путин собой в России, чем чаще он объявляет о своем личном горе по поводу развала СССР.
       Дальше было так: приняв версию Жвания, люди пуще прежнего испугались нарастающего российского советизма, понимаемого тут не иначе как стремление к имперскому реваншизму с непременным поеданием украинской суверенности — и даже не важно, фактическим ее поеданием или официально-договорным. Цепочка размышлений, как она имеет место в Киеве сейчас, после публикации слива в Москве, схематично выглядит следующим образом: Ющенко для Кучмы и его «семьи» — самая главная гадина, которую надо сковырнуть или очень сильно опорочить… Путин милуется с Кучмой — Путину, похоже, дальше, после украинских выборов, нужен примерно такой, как Кучма: сколок с советского айсберга, плоть от плоти СССР и ВПК, понятный и прогнозируемый… И это не Ющенко.
       Каков же главный результат истории «Рыбкин в Киеве»? На Украине прогрессирует общественная идея: мы должны сделать все, чтобы не допустить клона Путина на киевский престол, будем бдительны, так как клон выйдет из числа людей Кучмы незаметно, как Путин из шинели Ельцина.
       И ведь они совершенно правы. Российская администрация часто выглядит неуклюже — именно когда требуется тонкое изящество. Нам нужна дружба наших соседей больше, чем кого бы то ни было? Нет сомнений. Но мы делаем все, чтобы этого не получилось. Одним своим нынешним видом распугивая СНГ по иным международным квартирам.
       
       Анна ПОЛИТКОВСКАЯ, Киев
       
15.03.2004
       

2006 © «НОВАЯ ГАЗЕТА»