АННА
СТЕПАНОВНА
ПОЛИТКОВСКАЯ

(30.08.1958 – 07.10.2006)
  
Анна Степановна Политковская


  

БИОГРАФИЯ

ПУБЛИКАЦИИ
В «НОВОЙ ГАЗЕТЕ»


СОБЫТИЯ ПОСЛЕ…

АУДИО / ВИДЕО

СОБОЛЕЗНОВАНИЯ

ВАШЕ СЛОВО


Скачать книгу «Путинская Россия»

Скачать специальный выпуск

ГОД ПОСЛЕ «НОРД-ОСТА». ПРИВАТИЗАЦИЯ БЕДЫ
Теракты случаются, потому что это кому-нибудь нужно. Спроси сегодня почти любого из нордостовцев — и он, спустя год после трагедии, выдаст именно такую политграмоту. Власть красуется на фоне теракта и, похоже, считает: «Норд-Ост» произошел только ради того, чтобы она укрепилась
       
(Фото Владимира Павленко)
         
       
Что творится сейчас? Чему именно мы — современники?
       23 октября 2003 года откроют памятник-символ у свободного от «Норд-Оста» и пустынного ДК на Дубровке…
       Прекрасно, что откроют. Кто спорит? Сыграет военный оркестр. Введут повышенные меры безопасности. Кто скажет, что не надо обыскивать матерей погибших ради их же безопасности? Потом запланирован Кобзон — он споет. Еще скажет Рошаль. Платонов перережет ленточку. Разве плохо?
       Но семьи погибших уже говорят, что ничего этого видеть не хотят. Никаких официальных мероприятий. Но все равно придут туда 23-го. Просто чтобы постоять в сторонке…
       Почему? Потому что правды за год они так и не дождались. А только ее и ждали.
       Главное, что случилось за ГОД ПОСЛЕ, — это приватизация беды в нужном для власти направлении. Под девизом «Ничего не было из того, чего мы не хотим». «Они НЕ ПОГИБЛИ», — поправляют чиновники.
       А что же с ними случилось — со 130 задохнувшимися и неспасенными?
       «Они УМЕРЛИ. По совокупности обстоятельств».
       Надо же?
       Все мы, конечно, милые люди. И чиновники, и остальные… Вот только с правдой проблемы. И эти проблемы нас очень портят. Михаил Николаевич Запылаев, милый директор ДК-заложника (все трое суток до штурма он провел в штабе и помогал, чем только получалось). 17 октября 2003 года Михаил Николаевич вдруг проговаривается — это мы идем по восстановленному ДК, — как просил всех, кто будет штурмовать: пожалуйста, ребята, максимально сохраните здание…
       Сохранили. Но вот в чем вопрос: а кто просил СОХРАНИТЬ ЛЮДЕЙ?
       На обломках общественного сознания страны, потрясенного «Норд-Остом», наши самые высокопоставленные чиновники весь прошедший год создавали мифологизированную идеологию о том, как все там было. Родив идеологию, они стали ее растить. Вырастив, не желают ни с кем делить.
       Все там УМЕРЛИ. Никто НЕ ПОГИБ. Усекли? Ну ничего, смиритесь. Не впервой. Свыше дозволена лишь легкая грусть по усопшим с упором на поклонение героизму получивших государственные награды за максимальное сохранение здания… Никаких древнегреческих страстей. Пора утереть слезы, они вызывают много нежелательных вопросов, главный из которых долго держался на слуху: ПОЧЕМУ ПОГИБЛО ТАК МНОГО НАРОДУ? ЕСЛИ НЕ ОТ ПУЛЬ ТЕРРОРИСТОВ?
       За год власть продемонстрировала, что не желает ответов. Зато желает подчистить кое-что в памяти. Это куда дешевле, чем выпускать правду на волю.
       О чем я? Как раз о той самой пленке, которая сейчас никому не нужна. Ни прокуратуре. Ни Генпрокуратуре. Ни ФСБ. Ни зачищенным от неприятеля телеканалам.
       Пленку с правдой смотрят сегодня по домам лишь жертвы и члены их семей. По сотне раз: а вдруг МОЙ? А если МОЯ? Home video для жертв.
       Но не для нас, от которых требуется забыть.
       
       Анна ПОЛИТКОВСКАЯ
       
20.10.2003
       

2006 © «НОВАЯ ГАЗЕТА»