АННА
СТЕПАНОВНА
ПОЛИТКОВСКАЯ

(30.08.1958 – 07.10.2006)
  
Анна Степановна Политковская


  

БИОГРАФИЯ

ПУБЛИКАЦИИ
В «НОВОЙ ГАЗЕТЕ»


СОБЫТИЯ ПОСЛЕ…

АУДИО / ВИДЕО

СОБОЛЕЗНОВАНИЯ

ВАШЕ СЛОВО


Скачать книгу «Путинская Россия»

Скачать специальный выпуск

ОТСТАВКА САЛАМБЕКА МАИГОВА — ЭТО ПОБЕДА БАСАЕВА НАД МАСХАДОВЫМ
       
       
Саламбек Маигов больше не человек Аслана Масхадова. 14 августа в Москве Маигов объявил о сложении полномочий представителя в России, пробыв в этой должности всего несколько месяцев.
       Каковы причины случившегося? Сам Маигов сказал, что их две. Во-первых, Масхадов, во-вторых, Кремль. То есть недовольство Масхадова действиями Маигова на этом посту, так как у них нет результата (мирного урегулирования чеченского кризиса), и то, что российские власти не стремятся к мирному решению, занимаясь «симуляцией политического урегулирования».
       Естественно, объявленные причины так же верны, как и дипломатичны, а истина несколько сбоку. Почему же Масхадов отстранил Маигова? И в чем они «не сошлись»?
       По информации, которой располагает газета из кругов, близких к Масхадову, подоплека несхождения позиций принципиальна для нынешнего этапа чеченского противостояния. Масхадов, четвертый год находящийся в горно-лесном подполье и осуществляющий связи с внешним миром посредством аудио— и видеокассет, оказался крайне недоволен последними выступлениями Маигова, который осудил теракты с участием живых бомб. В том числе последний из них — теракт против Моздокского госпиталя, этот «Буденновск-2», где погибли среди прочих люди, находившиеся в реанимации, то есть в таком положении, когда они не могли оказывать сопротивление.
       Всякому нормальному человеку очевидно, что подобное варварство подлежит такому же осуждению, как и бомбежки больниц Чечни федеральной авиацией в начале войны. Однако позиция Масхадова оказалась другой, противоположной — ровно такой, как у Басаева.
       И вот это уже слишком много значит. Не для Маигова, конечно. А для понимания ситуации — что же это такое теперь, силы чеченского сопротивления? Кто они, чеченские патриоты? И кто такой Масхадов в подполье-2003? Зло или благо для своего народа? Кто верховодит в ближнем его круге?
       Прежде всего уже после «Норд-Оста» становилось все более ясно, что большинство из тех, кто поддерживал и поддерживает Масхадова, не устраивает его нынешняя линия. Многим до смерти надоело горно-лесное подпольное геройство, в котором, конечно, много личного мужества, — сомнений тут нет, но совсем утрачена созидательность. Полно личного — мало общественного, и личное вошло в конфликт с гражданским: Масхадов перестал нести что-либо позитивное своему народу. Именно в этом оказалась главная причина все более нарастающего недовольства — от того, каким путем идет Масхадов, народу не легче и не сытнее, а только хуже. То есть доказательства личного мужества давно бы должны были смениться доказательствами гражданского мужества, на которое он способен ради прекращения кровопролития своего народа, а этого все не происходило. Если еще проще: надо было что-то делать не только для поддержания своей собственной легитимности, но для людей, которые тебе ее вручили, а значит, наступил момент, когда надо было начать бороться за национально-освободительную идею совсем иными методами — не партизанскими и не абреческими. А легальными. Создавать партии, движения, научиться выигрывать парламентские и все иные выборы.
       Тоска 30—40-летних в Чечне по легальному, быть может, очень трудному и смертельно опасному образу жизни, но все-таки политически легальному и одновременно все большее неприятие подпольного геройства — вот какое движение очевидно сейчас, как никогда ранее. Это движение отрицает Басаева и тех, кто с ними. И будет отрицать Масхадова, если он сольется с Басаевым. Маигов — как раз представитель этого крыла и направления.
       Естественно, Басаев отвечает всему этому полной взаимностью. Легальный путь совершенно неприемлем для него — он не знает, что такое не воевать. Но, самое главное, именно Басаеву все более удается крутить Масхадовым, как ему надо ради собственного выживания. И чем эффективнее Басаев управляет Масхадовым, тем все меньше нормальных, здравомыслящих людей остается в масхадовском круге… И, если пойти еще дальше, тем самым все больше идея Ичкерии сворачивается, как шагреневая кожа. То есть получается следующее: перед выборами 5 октября именно Басаев добивает Ичкерию…
       Так что отставка Маигова — хоть небольшая, но важная деталь на полотне. По ней можно судить о происходящих в подполье процессах, о которых, как правило, почти ничего не известно, но которые, тем не менее, способны привести к очень серьезным изменениям на карте. Ведь эта тоска активной части чеченского общества по легальному и новому этапу борьбы как не может найти понимания у Масхадова, так не может и выплеснуться в то русло, которое сейчас связано с именем Кадырова. Эти новые люди, досыта «наевшись» как политической виртуальности Масхадова и кровавой упертости Басаева, так и предательского примера Кадырова, создадут в конце концов свою собственную реальность.
       Кто знает, может, это и будет то лучшее, что спасет Чечню?..
       А пока… Можно лишь зафиксировать очередную победу Басаева над Масхадовым.
       
       Анна ПОЛИТКОВСКАЯ, обозреватель «Новой газеты»
       
18.08.2003
       

2006 © «НОВАЯ ГАЗЕТА»