АННА
СТЕПАНОВНА
ПОЛИТКОВСКАЯ

(30.08.1958 – 07.10.2006)
  
Анна Степановна Политковская


  

БИОГРАФИЯ

ПУБЛИКАЦИИ
В «НОВОЙ ГАЗЕТЕ»


СОБЫТИЯ ПОСЛЕ…

АУДИО / ВИДЕО

СОБОЛЕЗНОВАНИЯ

ВАШЕ СЛОВО


Скачать книгу «Путинская Россия»

Скачать специальный выпуск

ПИАР-АМНИСТИЯ. ДЛЯ ВОЕННЫХ
Почему даже из правильного шага «получается как всегда»

       
       
21 мая все подтвердилось – из амнистии выпекся пиар с целью ублажения военных. Никакой «широкой амнистии!», как прокричали, не читая текста, телеканалы. Никакого серьезного акта государственного прощения и милосердия. Жаль, конечно, потому что шанс был.
       Только «ЯБЛОКО» отказалось голосовать за этот проект. И потребовало закрыть административную границу с Чечней, если «амнистия» начнет действовать.
       
       
Итак, «амнистия окажется полезной исключительно для тех, кто варил кашу в горах или сажал там цветочки, когда другие воевали» — согласно точному и меткому выражению правозащитника Льва Левинсона, эксперта Института прав человека, многие годы работавшего в Думе. Его анализ основан на тексте, согласно которому все, кто держал в руках оружие (а кто, спрашивается, его не держал начиная с 12 декабря 1993 года – точки отсчета этой амнистии?), все они без исключения могут не беспокоиться: президентская амнистия на них не распространяется. Естественно, из амнистии исключены такие статьи УК, как убийство (ст. 105), похищение (ст. 126), разбой (ст. 162), терроризм (ст. 205), захват заложников (ст. 206), надругательство над телами умерших (ст. 244), и многие-многие другие — тяжкие и ничем не могущие быть оправданными. Но! Из нее также выпали все те люди, к кому могут быть применены: ст. 295 (посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование), ст. 296 (угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования), ст. 317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов, военнослужащего, а равно и их близких), наконец, ст. 334 (насильственные действия в отношении начальника)... Все, кто ставил фугасы, или даже подносил патроны, или просто стоял на стреме, или знал об этом, – ВСЕ они ВНЕ амнистии, потому что это «посягательство», «угроза», «воспрепятствование»...
       Если подвести черту, то получается, что не подпадают под госпрощение почти ВСЕ проявления чеченской жизни, которые там имели место начиная с 1993 года. А также практически ВСЕ участники вооруженного противостояния федеральным силам.
       Тогда — зачем?
       Для того чтобы это понять, смотрите дальше: под президентскую амнистию подпадают такие преступления, как геноцид, наемничество, истязание (ст. 34, 357, 359). Случайность? Забывчивость? Последствия спешки при подготовке текста?
       Нет, конечно. Так задумано. Это и есть заказ, расшифровка которого примитивна: наемничеством и истязанием занимались и занимаются нынешний глава республики Кадыров и его банда, им в этом покровительствует Кремль, и их требуется вывести из-под удара... Ну а геноцид («преступления против мира и безопасности человечества») – это в основном епархия федеральных военнослужащих. Прошу заметить, это утверждение — не правозащитная риторика, слезы и эмоции, а реальность. Органы прокуратуры уже выдвигали нескольким военнослужащим обвинения в осуществлении именно геноцида в ходе второй чеченской войны. Да, эти обвинения стараются спустить на тормозах... Но они же есть!
       Итого: «широкая амнистия» — на самом деле подкуп военных и «своих чеченцев».
       Под занавес – один только факт. Согласно президентскому предложению, даже следить за применением амнистии будет... именно администрация Чечни – Кадыров и кадыровцы. Козлы, пущенные в огород. Это они должны принимать заявления от боевиков, что те воевали в отряде под командованием такого-то (обязательное условие), это они станут использовать механизм, подаренный Думой, для... Для печальных событий... Можно прогнозировать следующие последствия «очередного шага к миру в Чечне»: до 1 августа 2003 года (срок окончания действия амнистии) «геноцид», «истязание», «наемничество» станут совсем уж бытом чеченской действительности. Те, кто их совершит, все равно будут впоследствии амнистированы. Надо полагать, до 1 августа Кадыров окончательно успеет расправиться со своими врагами, вообще с теми, с кем хочет, чтобы выборы в Чечне – парламентские и президентские — прошли без всяких проколов.
       Все думаю и думаю: ну почему власть традиционно делает в Чечне, как хуже? Зачем ей быть плохой, если есть шанс стать хорошей?.. Начать мирные переговоры, пустить международных наблюдателей для демилитаризации зоны полной военной анархии? Разделить хоть с кем-то ответственность? Услышать голос говорящих против, что не всегда позорно?..
       Мысли на эту тему упираются в бетонную стену — власть и общество у нас исходят из разных целей и задач. Обществу важно, чтобы кровопролитие наконец остановилось и войны не было. Власти же важен мирный пиар и больше ничего, и чтобы реально в Чечне все оставалось пока по-прежнему, а изменилось же только одно — военные получили бы индульгенцию за совершенные преступления. Что очень серьезно – они их наворотили уже так много, что надо побыстрее прощать. Во избежание обострения военно-президентских отношений накануне новой президентской гонки.
       
       Анна ПОЛИТКОВСКАЯ, обозреватель «Новой газеты»
       
22.05.2003
       

2006 © «НОВАЯ ГАЗЕТА»