АННА
СТЕПАНОВНА
ПОЛИТКОВСКАЯ

(30.08.1958 – 07.10.2006)
  
Анна Степановна Политковская


  

БИОГРАФИЯ

ПУБЛИКАЦИИ
В «НОВОЙ ГАЗЕТЕ»


СОБЫТИЯ ПОСЛЕ…

АУДИО / ВИДЕО

СОБОЛЕЗНОВАНИЯ

ВАШЕ СЛОВО


Скачать книгу «Путинская Россия»

Скачать специальный выпуск

ПТИЧКУ ЖАЛКО. ОНА СИДИТ НА ТАМОЖНЕ
       
       
Заранее прошу извинения: писать придется чуть о себе. Но история смешная.
       Итак, 20 ноября мы получили телеграмму странного для редакции содержания: «Новая газета Анне Политковской ваш адрес 20/11/02 прибыл груз авианакладная 791979646651 груз задержан таможней...» И вслед — факс с еще более смешным текстом: список документов (весьма любопытный, публикуется ниже), который следует предоставить в таможню, чтобы «груз» отдали, а также перечень санкций, которые последуют («согласно ст.16.2 Кодекса РФ об административных нарушениях»), если мы ни черта не будем делать в пользу нашей таможни...
       
       
Согласитесь, рука потянулась к телефонной трубке: что за «груз»? И почему документы? И какие могут быть санкции за неизвестно что?.. Очень быстро выяснилось, что на таможне арестовали мою птицу — симпатичную хрустальную скульптурку, олицетворение свободы слова, укрепленную на деревяшке, где золотыми буквами написано, что это — мне. Птица — тот самый международный приз, именуемый «За мужество в журналистике», который в октябре я ездила получать в США, но не получила, потому что у нас началась трагедия в «Норд-Осте» и надо было срочно лететь домой. Организаторы лос-анджелесской церемонии вручения птицы (а она на Западе очень престижного полета), провожая в аэропорту, сказали, что «все вышлют».
       И вот действительно выслали. Телефонная трубка спокойно разъяснила, что американцы, видимо, не самые умные люди на планете, раз честно указали птичью стоимость — 674 доллара США, а вот если бы они написали, мол, цена — меньше 100 евро, тогда бы все было в порядке, я тут же ее получила бы с доставкой на дом и без всяких дополнительных проблем в виде пакета требуемых в обмен на птицу документов, который состоит из (цитаты из списка): «карточки участника ВЭД, выданной ЦТУ в 2001... комплекта учредительных документов... справки из банка, справки из Госкомстата не более полугодовой давности, бухгалтерского баланса за последний отчетный период с отметкой налоговой инспекции о принятии»... Не то что собрать — выговорить трудно, если не знаешь, что это вообще такое...
       Впрочем, прояснилась и моя личная вина в предложенных обстоятельствах. По мнению «трубки», я просто не разъяснила «им» (американцам) доходчиво, как обойти нашу таможню.
       Таких обвинений я не приняла — признаю, в резкой форме не приняла. Во-первых, потому, что свобода выражения у нас, и за нее даже птицами одаривают. А во-вторых, потому, что не хочу я ничего обходить.
       Но тем не менее от птицы этой отказалась. «В вашу пользу». Так и сказала. Дабы ею, символом свободы в России, ежедневно, приходя на работу, любовались сотрудники ЦТУ (Центрального таможенного управления). Хрусталь все же, красиво. На том 22 ноября мы и разошлись, дружно под занавес хохотнув.
       Впрочем, кое-что показалось в этой истории несмешным. Ведь что же получилось? Где же здесь проявление патриотизма, за которым гоняются теперь наперегонки все наши государственные мужи? Птичка — очень престижная награда, и вот в 2002 году она впервые за всю историю своего вручения досталась журналисту из нашей страны. И арестовывать птичку — непатриотично. Дай бы мне волю, я бы без собственного присутствия, естественно, торжественно привезла ее, например в Союз журналистов или в Фонд защиты гласности, открыла бы доступ к ее хрупкому хрустальному телу, а потом бы демонстрировала в какой-нибудь парадной витрине как символ признания заслуг отечественной журналистики на международной арене среди прочих подобных символов.
       Ну не вышло.
       
       Анна ПОЛИТКОВСКАЯ
       
25.11.2002
       

2006 © «НОВАЯ ГАЗЕТА»