АННА
СТЕПАНОВНА
ПОЛИТКОВСКАЯ

(30.08.1958 – 07.10.2006)
  
Анна Степановна Политковская


  

БИОГРАФИЯ

ПУБЛИКАЦИИ
В «НОВОЙ ГАЗЕТЕ»


СОБЫТИЯ ПОСЛЕ…

АУДИО / ВИДЕО

СОБОЛЕЗНОВАНИЯ

ВАШЕ СЛОВО


Скачать книгу «Путинская Россия»

Скачать специальный выпуск

КТО ПОХИТИЛ КЕННЕТА ГЛАКА — НЕИЗВЕСТНО
Но ясно, кто от этого пострадает
       
       Похищение Кеннета Глака, координатора международной программы «Врачи без границ», будет иметь самые печальные последствия. Одна за другой, вслед за похищением, международные гуманитарные организации объявили о своем отказе возить в Чечню благотворительные конвои. Это без всякого преувеличения — смерть для части населения республики
       
       Типичная современная чеченская картинка. Из жизни, например, тех же Старых Атагов, где произошло похищение, либо близлежащих к ним Новых Атагов, а также селений Шали и Чири-Юрт, расположенных в нескольких километрах. Все они — по сути огромные беженские анклавы в предгорьях. Здесь, на выходе из ущелий, находятся тысячи людей, чьи жилища либо разрушены в горных селениях, либо они боятся возвращаться из-за постоянных обстрелов, время от времени переходящих в боевые операции. В анклавах нет ни работы, ни продуктов, ни лекарств. Свирепствует туберкулез, царствуют голод и антисанитария. Люди выживают ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО за счет привезенных со стороны продуктов и лекарств.
       Кто же привозит? В последние полгода тут нет никакой гуманитарной помощи ни от государства, частью которого является Чечня, ни от чеченских бизнесменов, работающих в России и за границей. Кормят и лечат беженцев, заложников продолжающейся войны, ТОЛЬКО представители международных миссий, базирующихся в соседней Ингушетии.
       Сколько раз приходилось попадать в тот же Чири-Юрт между вояжами туда представителей Датского совета или тех же «Врачей без границ», когда почти все привезенное уже съедено, а до следующего приезда еще долго. Бродят голодные истощенные дети... Отовсюду — надсадный кашель... Анемичные женщины. Апатичные мужчины. Мальчики зимой в летней одежде и обуви. И обязательный первый вопрос к тебе, новому лицу: «Вы американка? Или из Дании?» Лишь только говоришь, что из Москвы, интерес потерян. Так там приучены люди: помогают только иностранцы. Если ты из Москвы — значит, это не помощь. Заметьте главное: от «родных» начальников, из Гудермеса, второй столицы, где располагаются глава республики Кадыров и его министры-капиталисты, вообще никто никого и ничего не ждет, не спрашивает, не интересуется... Их тут никогда не бывает.
       Следующий пример — Грозный, 9-я горбольница, единственная скоропомощная, где в постоянно подрывающемся на минах городе работают оперирующие хирурги. «Врачи без границ» — ее ЕДИНСТВЕННЫЕ доноры и спонсоры. Именно они обустроили осенью травматологическое отделение. Именно они снабжают, когда могут, препаратами, перевязочным материалом, инструментами. Больше никто, будто 9-я больница — американская больница, частная клиника Кеннета Глака... Если быть резкими и честными, то все спасенные в 9-й раненые — «дети» «Врачей без границ»... В том же положении и единственный работающий в Грозном 1-й городской роддом. Положение таково: все младенцы, рожденные на протяжении последнего полугода в Грозном, живы только благодаря поддержке от «Врачей», мужеству Глака и остальных миссионеров.
       Что будет делать Чечня без гуманитарной помощи? Умирать. И это не преувеличение. Ахмад-Хаджи Кадыров хорош только в Москве, когда делает какие-нибудь заявления. В Чечне его не видать и не слыхать — ниже воды. Режим под его формальным управлением держался только за счет того, что кто-то кому-то в Чечне привозил крупу, лекарства, одежду. И в первую очередь это были «Врачи без границ».
       Закономерный вопрос: кто же своровал Глака? Ответ таков: те, кто желает продолжения военных действий, кому мир — поперек кармана. Сейчас в Чечне таких силы две. Первая — бандиты-воры, захватившие контроль над нефтевышками и продолжающие вывозить металл разрушенных нефтехимзаводов. В эту группу входят как военные, так и боевики — их интересы сомкнулись. Вторая — кадыровское чиновничество, которое может безнаказанно воровать то, что приходит в Чечню из Москвы, только при сохраняющемся беспределе.
       И еще об одном: похищение произошло на той территории, о военном контроле над которой объявлено уже минимум полгода назад, где действуют не только принятые в России органы власти, но есть и военная комендатура, и регулярные боевые подразделения. Все есть. Однако, оказалось, опять ничего нет. Никого не нашли. Похитители вместе с похищенным скрылись — и как всегда, в неизвестном направлении.
       
       Анна ПОЛИТКОВСКАЯ
       
15.01.2001
       

2006 © «НОВАЯ ГАЗЕТА»